Каких только невероятных встреч не преподносит жизнь! Порою самому не верится! В данной рубрике вы познакомитесь с воспоминаниями людей, которым посчастливилось встретиться с Беимбетом Майлиным!!
Шулембаева, Райшан Большая короткая жизнь [Текст] // Казахстанская правда.- 2003.- 28 августа
Шулембаева, Райшан Большая короткая жизнь [Текст] // Казахстанская правда.- 2003.- 28 августа
Мы приводим отрывок статьи из воспоминаний друзей Жекена Жумаканова, где описывается знакомство с Беимбетом Майлиным.
« …В шестидесятых годах меня пригласили в Алма-Ату на работу в республиканский журнал «Мадениет жане турмыс», — вспоминает Шакен Кумисбаев, детский писатель. — Вначале мне негде было жить, и Жекен-ага (Жекен Жумаканов) приютил меня на десять дней…. Мое сердце он покорил своими увлекательными рассказами. Мне запомнился один из них — о Беимбете Майлине. Его рассказ я включил в свою книгу для детей. Публикация, к сожалению, не может донести ту живость и красочность, которые Жекен-ага передавал своей мимикой, оригинальной, присущей только ему жестикуляцией.
Однажды, будучи подростком, ему довелось сопровождать знаменитого писателя до Иртыша. Началось все с того, что Жекен приехал в Алма-Ату учиться на курсы (к сожалению, я забыл, как они назывались). Жил в общежитии, и вот как-то вызывает его к себе директор этих курсов Сакен Сейфуллин: «В кабинете, помимо него, были Ильяс Джансугуров и еще невысокого роста незнакомый мне казах, — рассказывал Жекен-ага. — Я поздоровался со старшими, затем Сейфуллин говорит: «Жекен, это известный казахский писатель Беимбет Майлин. Знаешь, почему мы тебя вызвали? Ты нам нравишься своей жизнерадостностью, оптимизмом. К тому же ты отлично знаешь дорогу к Иртышу, ведь ты водил торговые караваны по этому пути. Мы хотим попросить тебя сопровождать Беимбета Майлина в этой дороге». Не помня себя от радости, я собрался в считанные минуты и был готов к путешествию».
Жекен-ага вспоминал, что знаменитый писатель был одет совершенно не по-дорожному — на нем был красивый белоснежный костюм, в руках у него был тяжеленный чемодан, сколоченный из черной фанеры. Всю дорогу он почему-то молчал. Только расспросил мальчика, откуда он родом, кто его родители.
«На железнодорожной станции всех приезжающих встречали извозчики на бричках, — рассказывал дальше Жекен-ага. — Не успели мы выйти из вагона, как один из них, усатый и мрачный, подошел к нам и властно приказал: «Садитесь! Я вас повезу!». Беимбет засмеялся: «Жекен, нам ничего не остается, как сесть в его бричку». До пристани ехали долго, в дороге только один раз сделали остановку. Беимбет Майлин вышел размять ноги, в это время извозчик спрашивает у меня: «Эй, бала (мальчик), что за чиновника ты сопровождаешь?». — «Вы что, не знаете?! Это же сам Беимбет Майлин!». Тут извозчик чуть ли не за грудки меня схватил: «Почему ты мне раньше этого не сказал?! Как мне теперь ему в глаза смотреть?! Я-то принял его за какого-то продажного чиновника». Когда Беимбет вернулся, извозчик по казахскому обычаю бросил свою шапку перед ним на землю: «Извините меня, Беимбет-ага, за мое непочтительное отношение к вам». И с этого времени извозчика как подменили — куда только делась его мрачность и раздражительность!
Подъехали мы к пристани, а там народу — тьма. Наш кучер, здоровый мужик, всех расталкивает: «Пропустите уважаемого человека!». И тут кто-то возмутился: «Да хоть сам царь, вставай в очередь!». — «Да вы что, не узнали писателя Беимбета Майлина?!». «Я на всю жизнь запомнил, — признавался Жекен-ага, — как загрубевший от тяжелого труда, простой крестьянин с уважением уступил дорогу писателю. Перед расставанием Майлин подозвал меня к себе: «Это тебе на память от меня. Несмотря ни на какие трудности, обязательно учись!». И подает мне какие-то листы. Я тут же спрятал их за пазуху.
Обратно этот же извозчик повез меня к железнодорожной станции. По дороге разговорились, и вдруг он спрашивает: «Жекен, что такое интересное тебе писатель подарил?». Пришлось вытащить из-за пазухи листы. Оказывается, это была знаменитая повесть Майлина «Шұғаның белгісі ». — «Читай». Извозчик заслушался, опустил поводья, и лошадь завезла нас куда-то в сторону от дороги.
«Жекен, когда тебе надо быть в Алма-Ате?». — «Дней через 7—8». — «Тогда поехали к нам домой. Тебя надо собрать в дорогу. Деньги надо? Надо. Масло, курт надо? Надо. Поехали». Приехали в аул. В одной из юрт как раз собрались старики, пьют чай. Он посадил меня на самое почетное место: «Это брат самого Беимбета Майлина!». Люди вначале не поверили, но когда я стал читать повесть, все затихли. Тишина установилась оглушительная, а сообразительный извозчик в это время стал собирать со слушателей деньги мне на обратную дорогу. На следующее утро пришли ходоки из соседнего аула: «Пусть мальчишка погостит и у нас. Мы хотим послушать его рассказ». Вот так все восемь дней пришлось мне с моим нечаянным приятелем гостить каждый день в разных юртах. Перед отъездом я подарил повесть своему новому другу, хотя и очень жаль было расставаться с ней. Но, увидев детскую радость на лице извозчика, я успокоился» — вот так завершил свое выступление Жекен-ага.
Встречи с Би-ага
http://kostanay1879.ru/ |
![]() |
![]() |
"Ленинский путь". 1984 год
Беимбет
Майлин не только пользовался широкой известностью у читателей, он был и
всеобщим любимцем. В народе его ласково и уважительно называли Би-ага.
С
произведениями Майлина я познакомился еще в школьные годы. В 1928 году
мне попалась его повесть «Памятник Шуги». Прочитал ее залпом. И с тех
пор стал пристально следить за творчеством этого писателя.
Очень популярны у нас, школьников, были и стихи Майлина, особенно его цикл стихов о Мыркымбае. В середине тридцатых годов я учился в Омском рабфаке. В нашей среде была очень популярна поэзия Майлина. Его стихи мы заучивали наизусть, читали на студенческих вечерах. В 1935 году мы с моим товарищем Акбаром Тарабаевым приехали в Караганду, где тогда по решению партии развернулась Всесоюзная ударная стройка третьей угольной страны. Со всех концов Советского Союза ехали сюда строители и горняки. Часто приезжали в Караганду и деятели культуры, писатели. Вот здесь-то и произошла моя встреча с Би-ага. Как-то мы с Акбаром пришли к его сестре Гульбарам, муж которой Жаспар Султанбеков был управляющим трестом «Казахстройуголь». - Вот хорошо, что вы пришли, - сказала Гульбарам. – У нас в доме большой гость, приехал писатель Майлин. Вы поможете мне. Наколите дров, натаскайте воды, самовар вскипятите. Нам очень хотелось увидеть известного писателя, но мы не решились войти в комнату, откуда доносились звуки домбры. Сделав все, о чем нас просила апай, мы ушли. На следующий день мы опять были в этом доме. Гульбарам встретила нас приветливо. - Беимбет, - сказала она, - очень жалел, что вчера не познакомился с вами. Обиделся на меня, что я вас не пустила. Так что заходите. В комнате, куда мы робко вошли, на коврах за низким круглым столом сидело пять-шесть человек. Я сразу узнал Беимбета. Мне показалось, что он очень похож на Маяковского. Вместе с ним сидели акыны и тогдашний редактор карагандинской городской газеты Габиден Мустафин, который впоследствии стал известным писателем. Майлин живо интересовался нашей жизнью, расспрашивал, что мы читаем, много ли студентов-казахов учится в Омске. Он был очень рад, когда узнал какой популярностью пользуются среди студентов его произведения, а также стихи и проза других казахских писателей. -Да, - сказал он, - у казахов пока мало писателей, но чтобы их было больше, вам нужно хорошо учиться, чтобы стать высокообразованными культурными людьми. Потом Би-ага пригласил нас в театр рабочей молодежи, где он должен был выступать. Через два дня мы с Акбаром пришли в ТРАМ. В президиуме сразу увидели Беимбета Майлина. Он и другие казахские поэты читали свои стихи, акыны организовали айтыс. А потом попросили нас, молодых, тоже выступить и прочесть что-нибудь из казахской поэзии. Акбар прочитал стихи Майлина «Мыркымбай», а я – его же стих «Талан». Когда мы кончили, Би-ага подошел к нам, крепко обнял и пожелал нам успехов в учебе и в жизни. С тех пор прошло много лет. На моей книжной полке почетное место отведено произведениям Беимбета Майлина. Недавно вновь перечитал его роман «Азамат Азаматович». Перечитал и подумал: а, пожалуй, это первое и пока, насколько мне известно, единственное крупное художественное произведение о Кустанае. А краю нашему так необходим его певец! Махат Рахманов |
Комментариев нет:
Отправить комментарий