Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Надеемся, что наш блог поможет вам узнать больше о жизни и творчестве, своеобразии и особенностях многогранного таланта великого сына казахского народа Беимбета Майлина.

воскресенье, 17 января 2016 г.

Страницы истории

На портале о городе и ее жителях "Костанай и костанайцы" в разделе "На страницах старых газет" опубликована статья   К. Тажмакина, члена Союза журналистов СССР, посвященная 70-летию Беимбета Майлина. ( http://kostanay1879.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4262&Itemid=46)

Беимбет Майлин

Печать E-mail
Автор Administrator   
21.07.2015 г.
"Маяк". 3 и 6 июля 1965 года

К 70-летию со дня рождения
В этом году исполняется 70 лет со дня рождения одного из основоположников казахской советской литературы, нашего земляка Беимбета Майлина.
            О талантливом поэте и прозаике, стойком коммунисте рассказывает член Союза журналистов СССР Кауаз Альмагамбетович Тажмакин.
 Навряд ли была большая радость у бедного Жармагамбета, когда жена родила сына. Жармагамбет Майлин, придворный батрак одного из крупных баев Дамбарской волости, Кустанайского уезда Муканжара. Прожив бесцветную, нищенскую жизнь, скончался в 1896 году. Его молодая жена и двухлетний сын Беимбет остались в жалкой лачуге под «покровительством» Муканжара.
  Добывая кусок хлеба изнурительным трудом, обливаясь слезами, вдова Жармагамбета растила Беимбета. Нужда оторвала семилетнего Беимбета от детских игр и невозвратимого детского счастья и погнала за байскими отарами. Одаренный самой природой, рано заставившей себя думать над каждым явлением жизни, Беимбет был замечен баем и взят в кучеры. Но мальчик мечтал не об этом. Пытливый ум приводит его к аульному мулле и вскоре Беимбет получает начальную грамоту. С жадностью прочитывая все, что попадалось ему в руки, он задумывается выехать в город и получить образование.
 В 1913 году при помощи далеких родственников выезжает в Уфу и поступает в медресе Галия. К этому времени Беимбет уже славился в окрестности своего аула как молодой акын-импровизатор. К сожалению, не сохранившиеся его песни на бытовые темы и посвященные взаимоотношениям баев, мулл, состоятельных лоботрясов покоряли своей простотой и меткостью.
  Имея, как бы опыт стихосложения, в галиевском медресе Беимбет организует выпуск рукописного журнала «Лук» («Садак»). В трех номерах «Лука» впервые увидело свет одно из лучших его произведений «Памятник Шуги».
 За период двухлетнего пребывания в Уфе он все свободное время отдавал изучению русского языка. Впервые там Беимбет познакомился с произведениями Л.Н. Толстого Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.М. Горького.
 Увлечение Беимбета прозой и поэзией еще более развивается, когда в 1915 году в городе Троицке встречается с редактором и издателем первого журнала на казахском языке («Айкап») Мухамеджаном Сералиным и молодым поэтом Султанмахмут Торайгыровым, в то время сотрудничавшим в журнале «Айкап».
 В период 1916-1919 годов Беимбет Майлин учительствует в родном ауле «Актюбе» (ныне отделение Красносельского совхоза Тобольского района нашей области) и совершенствует писательское мастерство. На страницах, в то время издававшихся на казахском языке, газет и журналов часто печатаются его стихи, очерки и рассказы о равноправии женщин, об алчности баев, мулл, о пагубных пережитках прошлого, призывы к объединению за окончательное освобождение от ига имущих классов, о равноправии всех людей.
Майлин тяжело переживает гибель в 1919-1921 годах от джута многих тысяч бедняков и активно содействует молодым органам власти по сбору скота и продовольствия от имущих для бедноты.
   В отряде чрезвычайного комиссара степного края Алибия Тогжановича Джангильдина поэт страстным словом призывает народ за упрочение власти Советов, руководит художественной самодеятельностью отряда Джангильдина.
 В 1922-1923 года Майлин в столице республики городе Оренбурге, а в 1924 году по заданию партии возвращается в Кустанай, где организует, открывает и редактирует газету «Новый аул». Через год (1925) Краевым комитетом партии был отозван в новую столицу республики город Кзыл-Орду для работы в аппарате республиканской газеты «Енбекши Казах» (ныне «Социалистик Казахстан»). В этом же году Беимбет Жармагамбетович Майлин был принят в ряды Коммунистической партии.
 С 1926 по 1936 год он работает в редакциях республиканских газет, издательствах, 1936-1937 годы редактирует газету «Казах эдебиети».
  В 1939 году 10 ноября Беимбет Майлин трагически погиб жертвой культа личности Сталина.

Поэзия Майлина
 Точный год, когда Б. Майлин впервые написал стихотворение, установить трудно. Но его современники рассказывают, что с раннего детства Беимбет увлекался сочинением четверостишья. Впервые в 1913 году он начал печататься на страницах газет и журналов, издаваемых в Казани, Ташкенте и Оренбурге.
  Стихи этого периода «Признак мусульман» («Ретивые мусульмане»), «Нужда» (1913), «Скот» (1914), «К богатству», «Летний пейзаж» (1915), «На родине» (1916) ярко отражают тяжелую жизнь бедноты.
  В «Признаке мусульман» едко он высмеивает главные замыслы мулл, проповедников и баев, которые друг друга прикрывают и бессовестно проповедуют «светлую» жизнь в потустороннем мире для казахов. Поэт удачно заканчивает:
«Если рай весь казахи займут,
Где же место другие займут?»
  Стихотворение «Кровавый туман» поэт посвятил июньскому Указу царя 1916 года. Устами старой, хромой старухи бросает вызов – «Эй, волостной, если заберешь в солдаты моего сына, то сперва убей меня!». «На коня! Вольемся в отряды!» - призывает юноша. Мудрый старец бросает клич: «Где герой?! Стань клинком! Веди народ на борьбу!»
  В дни февральской революции поэт публикует стихотворение «В степи», приветствует свержение царя с престола. Сам народ является «единственным царем своей судьбы». В стихотворение «Казаху» (1917) Беимбет Майлин воспевает победу февральской революции, призывает народ к единому – «поднимать выше знамя братства и дружбы». Но, наряду с благородным призывом, он допускает и ошибочное толкование единения и прекращения борьбы между эксплуататорами и эксплуатируемыми: «И богатый и бедный, кончайте прежний разброд. Работайте вместе, в единстве – сила!».Он не подозревал, что классоваяборьба стояла тогда на высшей точке, что имущие классы и не думали сдавать добровольно свои позиции.
 В 1918 году Беимбет Майлин в «Письме к отцу» призывает казахскую молодежь отмеживаться от алаш-ординцев (казахских националистов), развернуть борьбу против них.
   Стихи Майлина двадцатых годов «С праздником», «Бедняку», «Аул цветет - мы цветем» и другие полны пафоса торжества Великой Октябрьской революции. Он выступает как пропагандист всепобеждающих идей нашей партии. Поэт славит трудовые подвиги строителей социалистического общества.
 В стихотворении «Не рыдай, не плачь», написанном в день смерти В.И. Ленина,воспевает величие вождя народов, а в 1925 году в день годовщины смерти В.И. Ленина призывает трудящихся «следовать строго по пути Ленина».
   Кровь и плоть народа и тесно связанный с радостями и горестями своего народа Б. Майлин не оставил без внимания ни одно событие своего времени.
В поэзии он создал галерею образов трудовых людей. Среди них широкой популярностью пользуется образ бедняка Мыркымбая. Поэтическая тонкость и жизненная правдивость образа Мыркымбая настолько сильна, что нет в Казахстане уголка, где бы не упоминалось имя Мыркымбая.
 Сперва образ Мыркымбая дается как отрицательная, вроде его прозвал хозяин-бай за тупоумие, неразворотливость, неряшливость. Затем Мыркымбай начинает освобождаться от покорности, насажденной хозяевами. Мыркымбай во многих случаях становится самостоятельным, а то и сам поучает, что и как сделать (стихотворения: «Не пахал, не сеял бай», «Мыркымбай», «У Мыркымбая есть земля», «Дай руку, Мыркымбай» и другие). Так из года в год, возвращаясь к своему герою Беимбет выводит Мыркымбая в ряды полноправного хозяина своей судьбы.
«Встали все – к плечу плечо.
Солнце с белых облаков,
Улыбаясь,
Горячо
Поздравляет бедняков!
Ветер теплою рукой
Нежно гладит лица их,
Песня в поле в этот миг.
Это молодость поет
В честь свободного труда.
Так бесправный мой народ,
Стал владыкой навсегда!»
(«У Мыркымбая есть земля», 1927 год)
            В цикле стихов о Мыркымбае поэт дает возможность проследить длительный, сложный путь становления бедняка-казаха.
            В своих стихах и поэмах Б.Майлин разрабатывает вопрос о раскрепощении казахских женщин. В поэмах «Девушка Разия», «Маржан», в стихах «Черноокая брюнетка», «Куникей» показана трагическая судьба казахских женщин в дореволюционном ауле и активная общественная деятельность женщин в период становления советской власти и строительства нового общества. Особо большой популярностью и поныне пользуется поэма «Девушка Разия».

Прозаические произведения
            Майлин оставил значительное наследие и по прозаическим произведениям. Он внес достойный вклад в советскую казахскую литературу в области художественного рассказа.
            Его первая повесть «Памятник Шуги», вышедшая отдельной книгой в 1926 году, была написана в 1915 году в период учебы в городе Уфе. Богатство языка, мастерство изложения и затронутая проблема вынесли эту повесть к ряду этапных произведений казахской литературы. Глубоко правдивые и ярко раскрытые образы влюбленных  друг друга Шуги и Абдрахмана влекут читателей, завоевывают любовь и симпатию, сочувствия и солидарность. Ни один юноша и ни одна девушка не могут остаться равнодушными к судьбам красивой и умной Шуги, образованного и честного Абдрахмана. Но на их счастье покушается гнусный, коварный клеветник Айнабай. Последний распространяет лживые слухи об Абдрахмане с далеким прицелом, чтобы влиятельный и уважаемый народом человек достался его (Айнабая) дочери, а не Шуги (дочери Еспембета).
            Еспембет – отец Шуги, вначале верит тому, что было распространено Айнабаем, но когда он прозревает и убеждается в честности Абдрахмана, уже было поздно.
            Свою повесть Майлин излагает устами рассказчика, объективного представителя народа и противопоставляет его клеветнику Айнабаю. Вводя в повествование фигур рассказчика, автор как бы усиливает эмонациональную окраску отображенных им событий. «Памятник Шуги» является своеобразной «Бедной Лизой» казахской национальной прозы.
            В 1918 году в период алаш-ординской смуты был написан рассказ «Восемьдесят рублей», раскрывавший гнусные деяния лженародных, буржуазных националистов, которые только ради собственной шкуры «наряжались» под «народные интересы».
            Б. Майлин также как в области поэзии, в прозаических произведениях год от года отображает жизнь своего народа. Призывает к новой жизни, раскрывает глаза трудового народа на доступных примерах в рассказах: «Кульпаш» (1922), «Развод» (1923), «Равноправие бедняков» (1923), «Волостной Культай» (1925), «Шуба с золотыми нашивками» (1928).
            Хорошо были известны и пользовались популярностью повести: «Коммунистка Раушан», «На току», «Пятнадцать дворов». В повести «На току» (1933 год), написанной одной из первых на тему коллективизации, председатель колхоза «Жалши» коммунист Ертай смело ведет борьбу против врагов колхозного строя. Ему помогают преданные советскому строю люди: Абдрак, Омарбек, Тумарша, комсомольцы Катира, Хамза. Ярый враг колхозного строя, коварный Жакип и неоднократно сужденный сын бая Жусуп опутывают и заставляют во всем вредить делу колхоза счетовода Доскожу, продавца Алжаппара. Вначале часть колхозников поддерживают врагов, но когда враги открыто выступили против Ертая и колхозного строя, все отходят от врагов и помогают раскрыть их тайные замыслы. Повесть завершается убийством Жакипа и заключением под стражу всех врагов колхозного строя. В этом произведении хорошо показано укрепление колхозов и идейный рост вожаков колхоза. В повести создано много образов, наделенных индивидуальными чертами, психологически убедительных и не случайно она принадлежит к числу лучших произведений на колхозную тему.
            Как бы перекликается с повестью «На току» рассказ «Волостной Культай» (1925 год). Робкая, забитая прислуга бая с помощью народной власти получает образование, завоевывает авторитет у своих земляков и избирается волостным. Культай вначале проявляет робость перед имущими земляками, но потом становится честным, принципиальным деятелем, для которого интересы народа становятся превыше всего. В рассказе раскрывается сущность социалистического закона о раскрепощении женщин, о наступлении нового времени, о победе новых нравов над старыми обычаями.
            В казахской советской литературе значительное место отводится роману Майлина «Азамат Азаматович», вышедшему в свет в 1934 году. В нем описываются события двадцатых годов.
            В результате победы Октябрьской революции к власти приходят представители трудового народа. Им противостояли враги народа, не знавшие и не желавшие никакого равенства, равноправия. Они тяготели к прошлой жизни, но как вернуть потерянное. В романе выведены образы врагов революции 1917 года националистов-алашординцев Бухарбаева, Борсыкбаева, Шегирова и других. Их глубокий замысел – создать в городе Карасай тайную организацию «Сары-Арка».
            Для пропаганды своих взглядов они вербуют слабовольных, еще не окрепших теоретически людей из среды работников молодых советских органов. Таким первоначально оказывается работник губернского земотдела Азамат Азаматович – человек молодой, образованный и авторитетный. Это был период, когда открытые вылазки врагов против советской власти терпели крах и многие избрали путь скрытой борьбы. Так, хитрый Борсыкбай сводит родственницу Шегирова Рахима – Мариям с Азаматом. Впоследствии они женятся.
            Оказавшись слепым оружием Азамат Азаматович, исполняя волю врагов, рекомендует принять в партию Жусупа. Коммунист и руководящий работник Алексеев, друг детства Азамата Шаймерден и близкий товарищ по работе Гайша и другие выводят Азамата с ложного пути.
            Проявляя большую заботу об Азамате, начальник земотдела Алексеев раскрывает лицо Шегирова и его единомышленников. В дальнейшем Азамат Азаматович сам одного за одним выявляет врагов и ставит в тупик родственника жены Рахима Шегирова. Сам Азамат с помощью активистов организует сельскохозяйственную артель. Окончательно порывает связь с алашординцами, разводится с развратной, потерявшей человеческий образ Мариям и становится на правильный путь.
            Майлин убедительно показывает и заблуждения, и возвращение на путь истинный главного героя романа. В романе хорошо показан рост, пробуждение к сознательной борьбе бывших батраков Медеу и Жакупа. Они активно участвуют в раскрытии шайки бандитов-националистов, становятся борцами за создание колхозов, за изгнание и изоляцию враждебных элементов в ауле. Хорошо раскрыт образ члена партии Гайши, проводящей активную работу по окончательному освобождению и воспитанию казахских женщин. Она вместе с Азаматом раскрывает тайный заговор врагов.
            Роман «Азамат Азаматович» является первой частью задуманной Майлиным трилогии. По сюжетному развитию является многоплановым. В нем описан самый сложный период борьбы за коллективизацию в казахском ауле, правдиво показана расстановка классовых сил и их противоречия. Борьба героев заканчивается победой передовых людей общества коммунистов и разоблачением охвостья алашординцев.

Драматические произведения
            Драматические произведения Майлина написаны в советские годы, поэтому события прошлого в них трактуются с позиции социалистического реализма. Его пьесы посвящены национально освободительному движению, Октябрьской революции и гражданской войне, организации колхозов, к критике пережитков прошлого.
            Самой значительной по своим художественным достоинствам является пьеса «Фронт». Ее герои, возглавившие колхозное движение Досан, секретарь партийной организации аула Орынбай, секретарь райкома партии Махмутов выступают как борцы за внедрение в жизнь новых мероприятий партии и правительства. «Наши джигиты» - посвящена событиям гражданской войны. Действующие лица – участники национально-освободительного движения – большевики Жалбыр, Мукыш – вступают в Красную Армию и громят внутренних врагов молодой казахской республики типа Жантаева, Кереева и других.
            В пьесе «Шуга», как и в одноименной повести, поднимаются вопросы равноправия женщин, протест против феодально-патриархальных обычаев, жертвой которых становится Шуга. Хорошо отзываются и по сей день о пьесе «Порядки Талтанбая», где разоблачаются перегибщики, прикрывавшиеся левацкими лозунгами. В сатирическом плане показан образ морального разложения Талтанбая.
            Значительным вкладом, внесенным Майлиным в драматургию, могут служить его пьесы «Мулла Шаншар», «Аульная школа», «Венчание», «Двойной капкан», «Очки», «Тайное собрание», «Сноха и свекровь» и другие. Музыкальная пьеса «Жалбыр» уже четверть века не сходит со сцены. В свое время пьесы Майлина занимали центральное место в репертуаре театров республики. Сами темы пьес Майлина говорят об актуальности их по тем временам.
            Как в поэтических произведениях, так и в пьесах, писатель неустанно разрабатывает актуальные темы, с глубоким оптимизмом победу социалистического строя, новой растущей жизни.
            Беимбет Жармагамбетович Майлин, разносторонне одаренный выходит их гущи народа, был одним из основателей современной профессиональной казахской советской литературы. Он без остатка отдал свой огромный талант делу революции и развитию социалистической по содержанию и национальной по форме культуре казахского народа.
            Вместе с Сакеном Сейфуллиным, Ильясом Жансугуровым Беимбет Майлин закладывал фундамент молодой казахской литературы. Творчество Майлина оказало плодотворное влияние на развитие всех жанров казахской литературы.
            В становлении и развитии таких жанров в казахской литературе как очерков, рассказов и фельетонов главную роль сыграли И. Жансугуров и Б. Майлин. Приоритет в создании и идейно-художественном усовершенствовании комедийного жанра справедливо отдан Беимбету Майлину. Он, мастерски владея лаконичной манерой изложения, создал яркие скульптурные образы.
            За четверть века им создано сотни поэтических, более ста прозаических и десятки драматических произведений.
            Б. Майлин, являясь видным общественным деятелем, принимал активное участие в организационной работе по созданию союза писателей республики, состоял членом его президиума как во времена казахской ассоциации пролетарских писателей, так и после организации союза писателей.
            Руководя одной из секций союза писателей, он особое внимание обращал на воспитание молодых писателей.
            Майлин избирался членом КазЦИКа, состоял членом Правления Союза писателей СССР. В 1932 году общественность республики широко отметила 20-летие творческой деятельности писателя.
            Выдвинувшийся своим талантливыми произведениями к ряду основоположников казахской советской литературы Беимбет Майлин являет собой пример стойкого коммуниста до конца отдавшего свою жизнь за счастливое будущее народа.
            К. Тажмакин, член Союза журналистов СССР

Комментариев нет:

Отправить комментарий